Форум » Subcomandante Insurgente Marcos » Публикации » Ответить

Публикации

Venora: Субкоманданте Маркос ворвался в историю и в политику без приглашения. 1 января 1994 года вступал в действие договор о Североамериканской зоне свободной торговли, объединяющей США, Канаду и Мексику (НАФТА). В этот день лидеры политики и бизнеса съехались в Мехико, чтобы отметить это событие. И в этот же день индейцы из южного мексиканского штата Чьяпас подняли восстание, заняли город Сан-Кристобаль и объявили на весь мир о создании Сапатистской армии национального освобождения (EZLN). Лидеры политики и бизнеса как-то сразу перестали быть всем интересны. Внимание было сосредоточено на событиях в Чьяпасе. Индейцы были в масках. У многих из них не было ружей, которые заменялись деревянными муляжами. Сама повстанческая армия была какая-то странная. Она не грозилась захватить власть в столице, не обещала всенародного восстания. Она вообще по возможности избегала боевых действий. Ее лозунг был — «Вооруженная борьба без стрельбы и кровопролития». По существу люди взяли в руки оружие не для того, чтобы стрелять, а для того, чтобы заставить власть имущих заметить себя и свои проблемы. Одним из лидеров восстания был человек не только без лица, но и без имени. Его называли «субкоманданте Маркос», но единственное, что мы знаем про него наверняка, – это не его настоящее имя. Маркос не был и вождем движения, подобно Кастро или Че Геваре. Скорее он был его идеологом, а заодно и пропагандистом, пресс-секретарем индейцев, делающим их проблемы и заботы понятными нью-йоркской молодежи и парижским интеллектуалам. Именно благодаря этому восстание сапатистов не было потоплено в крови, как сотни других индейских восстаний в Мексике. Армия была брошена в Чьяпас, жители деревень бежали в горы, но крушить все подряд, как в Чечне, военным не разрешили: новости из Чьяпаса мгновенно попадали в интернет, обсуждались в западной прессе. А правительство Мексики боялось отпугнуть инвесторов. Кстати, о Чечне – это сравнение есть у самого Маркоса. Идеолог сапатистов уверен, что невозможно жить только своими проблемами. Он явно очень любит Мексику, но не отделяет происходящее в своей стране от происходящего по всему миру. После шести лет борьбы однопартийный режим, правивший в Мексике десятилетиями, пал. Сапатисты вступили в столицу, но не как армия победителей, а как гости вновь избранного парламента. Маркоса встречали многотысячные толпы. В здание парламента он, однако, не пошел – делегацию возглавляли несколько индейских женщин. Переговоры с новой властью зашли в тупик. Оказалось, что «демократы», пришедшие к власти на гребне народного недовольства, не намного лучше старого режима. Маркос сейчас снова в Чьяпасе, живущем по принципу «ни мира, ни войны». Герой Маркос и сапатисты стали кумирами левой молодежи Запада. Письма Маркоса, написанные в джунглях и распространенные по интернету, способствовали политизации и радикализации многих молодых людей, которых потом мы увидели на улицах Сиэтла, Праги, Генуи. Североамериканским или европейским сознанием Маркос воспринимался как новый Зорро, хотя на самом деле маска сапатиста и маска Зорро – прямые противоположности. Маска Зорро скрывала глаза. Сапатистская маска скрывает все, кроме глаз. Зорро прячет лицо ради безопасности: возвращаясь после подвигов, он продолжает свою обычную жизнь провинциального аристократа. Зорро – индивидуалист, и его маска лишь подчеркивает индивидуальность. Маркос – коллективист. Маска делает его неотличимым от рядовых бойцов. Тот, кого мы знаем сегодня как Маркоса, был когда-то студентом философского факультета. Трое друзей отправились из городов в джунгли. В живых остался один, и именно он стал Маркосом. Молодой революционер выжил, отказавшись от представлений, которые привели его в Чьяпас. Индейцы переучили его, открыли ему, что мир гораздо сложнее, чем представлялось по книгам Че Гевары и популярным учебникам марксизма. Однако от идеи революции он не отказался. Просто Маркос понял, что это должна быть другая революция. Именно под таким заголовком — «Другая революция» — вышел сборник текстов субкоманданте Маркоса на русском языке. Надо отдать должное титанической работе Олега Ясинского, собравшего и переведшего эти тексты таким образом, что получается целостная книга. Сборник получился очень постмодернистским. Многочисленные коммюнике, отправляемые Маркосом из джунглей юго-востока Мексики, образуют причудливую и странную картину. В книге есть короткая беседа между субкоманданте Маркосом и Габриэлем Гарсиа Маркесом, в котором партизанский идеолог признается, что его вкусы и отношение к жизни сформировала книга «Сто лет одиночества». Габриэль Гарсиа Маркес может гордиться своим учеником. Партизанские коммюнике составлены совершенно в духе магического реализма. Здесь действуют не только сам субкоманданте (сокращенно – Суп), его соратники, индейцы, дети, федеральные солдаты и правительственные чиновники. Главным интеллектуалом в повествовании является жук Дурито, на которого повстанцы чуть не наступили во время одного из своих походов. Жук ворует у Супа табак, курит трубку, читает экономические обзоры и рассуждает о сути неолиберализма. Жука все это очень волнует по очень простой причине: чем дольше сохранится нынешнее положение дел в мире, тем выше шансы, что на него кто-нибудь непременно наступит. Дурито не просто сопровождает Маркоса в его походах, но постепенно занимает все более важное место в книге. Некоторые коммюнике уже подписаны им: субкоманданте слишком занят. Жук все время что-то анализирует. Однажды Маркос находит его анализирующим Ельцина. Увы, читатель так и не узнает, к каким выводам пришел Дурито, ибо Суп переводит разговор на другую тему. Весь этот фантастический мир, впрочем, вполне реален. В коммюнике речь идет о действительных событиях, происходивших в Чьяпасе и Мексике на протяжении 90-х годов. О подлинных походах, победах и поражениях. Причем Суп явно не щадит ни себя, ни своих товарищей. Чего стоит фраза, с которой начинается повествование: «Ночью 15-го мы собирались пить мочу. Говорю «собирались», потому что сделать этого не удалось – всех начало рвать после первого глотка». Народник Нынешним летом во время фестиваля «Марксизм-2002» в Лондоне я забрел на выступление политолога Майка Гонсалеса, посвященное сапатистам. Вопреки ожиданиям оценки Майка оказались весьма критическими. Субкоманданте Маркос стал иконой радикальной молодежи, но это вовсе не значит, говорил Майк, что мы должны восторгаться каждым его словом и поступком. В самом деле, в книге субкоманданте можно найти много замечательных лозунгов и парадоксов, но куда меньше анализа. Возможно, если бы Суп уступил свое место жуку Дурито, все было бы по-другому. В идеологии Маркоса русский читатель легко обнаружит нечто хорошо знакомое (или же, напротив, хорошо забытое). Взгляды мексиканского повстанца заставляют вспомнить о русском народничестве XIX или начала ХХ века. Отсюда его сильные и слабые стороны. С одной стороны, жесткое неприятие «авангардизма», когда какая-то группа, овладев «передовой теорией», начинает говорить от имени масс или, того хуже, навязывать массам свою волю. Он говорит не о классовых интересах, а о справедливости, достоинстве, иногда просто о красоте, противостоящей буржуазной пошлости. Он находит новый язык, не затасканный советскими и кубинскими учебниками политпросвещения, обращается к душе, сердцу своего слушателя. Но политика требует конкретности и рациональности. Как и подобает истинному народнику, Маркос верит, что люди сами найдут решения. Надо лишь дать человеку возможность выбора, освободить его от контроля со стороны государства и капитала, заставить правительство слушать то, что говорит «простой человек». Что вполне правильно. Но какова во всем этом роль политика, интеллектуала, активиста? Какова его ответственность? Политический лидер не должен решать за народ, но обязан предлагать свои решения. Этого от него ждут, больше того – требуют. Долгий марш В голову лезет избитая ленинская фраза про декабристов, разбудивших Герцена. И не менее избитый комментарий Коржавина о том, что не надо было будить спящего ребенка. Между тем новое поколение уже смутно понимает, о чем речь. Тем более в Западной Европе, где даже в коммунистических партиях не было привычки заучивать наизусть ленинские цитаты, чтобы потом превратить их в анекдот или поговорку. Новое поколение западных радикалов разбудили сапатисты. И в этом их историческая заслуга. Но впереди еще долгая дорога. Нужно научиться отвечать на очень конкретные вопросы, искать стратегию, формировать политические союзы. В этом смысле молодые шведы, организовавшие «Социалистический фестиваль», или англичане, проводящие «Марксизм-2002», выглядят куда менее героически, нежели сапатисты, но они делают не менее важную работу. Они спорят о том, как создать общественный сектор, не похожий на советские предприятия, подчиненный демократическому контролю. Они обсуждают соотношение плана, рынка и регулирования. Они думают о том, как реорганизовать профсоюзы. Они ставят вопрос о реформе демократии, о том, «как вернуть государство простым гражданам». Говорят о человеческом достоинстве, но не забывают о социальных классах. И, размышляя над текстами субкоманданте Маркоса, готовятся дать собственные ответы на поставленные им вопросы. Борис КАГАРЛИЦКИЙ 22.08.2002

Ответов - 13

Venora: Субкоманданте Инсурхенте Маркос (исп. Subcomandante Insurgente Marcos; буквально «заместитель командующего повстанец Маркос», псевдоним; предположительно род. 19 июня 1957 г. в Тампико, Тамаулипас, Мексика) — левый радикальный писатель и философ, один из лидеров, главный идеолог и пропагандист Сапатистской Армии Национального Освобождения, поднявшей индейское восстание в 1994 г в Мексике в штате Чьяпас, автор более 200 эссе и 21 книги. Легенда и общепризнанный символ антиглобализма. На публике всегда появляется в чёрной маске — «Пасамонтане». Предполагают, что настоящее имя субкоманданте — Рафаэль Себастьян Гильен Висенте (исп. Rafael Sebastian Guillen Vicente), но сам он это отвергает, утверждая, что «Маркос родился 1 января 1994 года» (день начала индейского восстания). Маркос — настоящее имя одного из погибших друзей субкоманданте. Нынешний Маркос говорит, что того, кем он был в начале 80-х, больше не существует, поэтому его бывшее имя не имеет никакого значения. Мексиканское правительство утверждает, что Рафаэль Гиллен посещал иезуитскую школу в Тампико, где он ознакомился с теологией освобождения [1]. Высшее образование получил в Национальном автономном университете Мехико (UNAM), после чего получил звание профессора философии в смежном университете UAM. Вместе с тем, семья Гиллена, не имея никаких сведений о его дальнейшей судьбе, отказывается признавать, что он и Маркос — одно и то же лицо. Сестра Рафаэля Гиллена, Мерседес дель Кармен Гиллен Висенте, является генеральным прокурором штата Тамаулипас и влиятельным членом левоцентристской Институционно-революционной партии. Маркос также отрицает любую связь с Гилленами, однако во время мирного похода на Мехико в 2001 году во время своего выступления в университете UAM он ясно дал понять, что ранее не раз здесь бывал. В апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил мирный поход на Мехико, поддержанный такими известными личностями, как Габриэль Гарсия Маркес, Оливер Стоун, редактор «Монд Дипломатик» Игнасио Рамоне, а также рядом депутатов Европарламента. В июне 2005 года в рамках развёртывавшейся президентской кампании Субкоманданте Маркос анонсировал «Другую кампанию» (исп. La Otra Campaña). Сапатисты не собирались выдвигать или поддерживать кого-либо из кандидатов на президентский пост, вместо этого они выдвинули требования принятия новой конституции, в которой были бы закреплены общенациональная собственность на естественные богатства Мексики и автономные права для 57 коренных национальностей. К «Другой кампании», помимо САНО, присоединились более 900 организаций. 1 января 2006 года Субкоманданте Маркос, изменивший на время кампании имя на «Делегадо Зеро», начал общемексиканский тур, во время которого посетил каждый из 31 мексиканских штатов. Путешествуя, как и Че Гевара, на мотоцикле, Маркос встречался с местным населением и давал интервью. 9 мая 2006 года он появился на центральном канале мексиканского телевидения. Несмотря на действенную борьбу «Другой кампании» с бедностью и эксплуатацией, она получила неоднозначные оценки. Во время кампании Маркос дистанцировался от левых режимов Латинской Америки, причислив к неолиберальным социалистические правительства Венесуэлы, Боливии, Бразилии, Уругвая и Чили (Субкоманданте считает, что они, прикрываясь левой риторикой, отказываются идти на радикальные изменения). Субкоманданте также усомнился в способности претендента на пост президента Мексики от левых сил, Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, полностью устранить диктат МВФ, ВТО и США над страной. Однако сам Обрадор усвоил и использовал многие из приёмов и методов «Другой кампании», а также посещал сапатистов в штате Чьяпас в декабре 2005 года. Творчество Субкоманданте направлено, по большей части, на обличение неолиберальной модели развития нынешней цивилизации и на выработку альтернативы такому развитию. Очень часто в своих эссе он использует иронию, притчи и поэтические приёмы, а также стиль магического реализма (часть его эссе и партизанских коммюнике написаны от имени жучка Дона Дурито). Политическая философия Маркоса, называемая также сапатизмом, может быть охарактеризована как совмещение основных принципов марксизма и анархизма. Помимо произведений Маркса и Энгельса, на мировоззрение Маркоса серьёзно повлиял ревизионистский марксизм в интерпретации Антонио Грамши, маоизм, автономизм и культурное наследие коренных народов Мексики. Творчество Маркоса концентрируется на несправедливой эксплуатации людей крупным бизнесом и правительствами. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81

Venora: СУБКОМАНДАНТЕ МАРКОС - САМЫИ ИЗВЕСТНЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ МЕКСИКАНЕЦ И МОЖЕТ В ЭТОМ СМЫСЛЕ ПОСПОРИТЬ СО ЗВЕЗДАМИ ТЕЛЕСЕРИАЛОВ, ХОТЯ МАЛО КТО ЗНАЕТ ЕГО В ЛИЦО. ВЗЯВШИСЬ НИОТКУДА И ОБЪЯВИВ ВОИНУ ВСЕМУ МИРУ, ОН УМУДРЯЕТСЯ ЭТУ BOЙНУ ВЫИГРЫВАТЬ. СЕГОДНЯ ОН ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА И ОБЩЕПРИЗНАННЫЙ СИМВОЛ АНТИГЛОБАЛИЗМА. О ЛИДЕРЕ ИНДЕЙСКИХ ПАРТИЗАН ИЗ ШТАТА ЧИАПОС РАССКАЗЫВАЕТ ЕГО РУССКИЙ ИЗДАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ ЦВЕТКОВ Партизаны-индейцы мексиканского Называют его “Тата” - предок, “батько” по нашему, или “тятя” для детей, которых он любит как и все революционеры, и много с ними возится у себя в лаканданских джунглях. Он никогда не снимает на людях “Пасамонтану”, черную маску. Эта маска -лицо восстания потомков майя и зовут ее субкоманданте Маркос. Он говорит, что любой, надеваюший маску, берущий оружие и выступивший против глобализма, становится субкоманданте Маркосом, где бы он ни находился и на каком бы языке ни думал. Конечно, если одевшему маску нарвиться этоимя. Индейская стратегия и поэзия В любой латиноамериканской стране есть лесные братья. и подпольщики, сражающиеся с властями и верящие в какoe-нибудь светлое будущее, почему же именно Маркос стал для всeгo мира новым, антиглобалистким Че Геварой? Во-первых, он объявил войну не местным властям, а более серьезной инстанции - транснациональным компаниям, планирующим освоить- индейские земли, нефть и кофе. Вторая причина МОДНОСТИ Маркоса: он - Поэт, с большой, как вы уже заметили, буквы. Поэт в том же смысле, что и Маяковский, Маринетти, Д' Аннунцио, председатель Мао. Поэт как посредник, медиатор между нами и майя, между этническим прошлым и технотронным будущим, между вездесущей системой и всегда возможным восстанием. Роль такого посредника устраивает его больше, чем любая другая, поэтому он очень сердится, когда о нем пишут вождь, лидер - или полевой командир. Эти две особенности: планетарный размах мышления и литературное мастерство изложения – надолго обеспечили Маркосу международную харизму. В Европе его книги издает Фонд Джона Леннона, видимо, в память о братаниях очкастого пацифиста с новыми левыми, Черными Пантерами и знаменитой ИРА в 71-м году, тем более что в текстах Маркоса весь пафос борьбы против империалистических хищников и наймитов вытекает из совершенно фантастического чиапосского фольклора, песен, сказов и притч, а также из снов, видений и интуиций самого Тата - и его ближайших сподвижников. На вопрос о возрасте он отвечает: “Мне 518 лет”. На шее всегда носит старомодный фонарик, поясняя, что нас (в смысле, всех без исключения) завели глобалисты в печальную тьму и теперь нужно искать отсюда выход, пока не разразился необратимый экологический кризис или не началась последняя мировая война. Партизанские дети воспитываются на придуманных Маркосом историях и рисунках про волшебного жучка Дурито. Это священное и всемогущее насекомое - индейский ответ ненавистному Микки Маусу. Автономная зона по-индейски Сапатистами они назвали себя в честь народного героя Сапаты, среднего между нашими Чапаевым и Махно и жившего примерно тогда же. Восстание началось новогодней ночью 94-го. В день подписания Мексикой торгового соглашения НАФТА из леса вышли эти самые сапатисты, о которых доселе никто не слыхивал, захватили столицу штата Сан-Кристобаль и с тамошнего телеграфа по всему миру разослали ряд заявлений: типа, не хотим ложиться под США, продаваться за баксы, окультуриваться, играть по правилам и пускать к себе всяких заграничных менеджеров, жучок дурито нам не велит, ну и отделяемся от всего мира, чтобы жить своим умом, а всех, кому американский порядок опостылел, приглашаем, значит, к сотрудничеству. Интервью на фоне красочных индейских фресок, мгновенно покрывших городские стены, давал таинственный субкоманданте, ставший в этот день символом и звездой. Так Чиапос превратился в автономную зону, в никем не признанный остров сопротивления. Недоумение властей было столь сильным, что сапатистам быстро удалось занять огромную территорию, хотя вооружены они тогда были лишь дедушкиными ружьями либо вообще деревяшками, изображавшими автоматы. За минувшие семь лет и стволов, и военного опыта прибавилось, бои не раз сменялись переговорами, армейский контингент правительства выжигал целые деревни, жители которых убегали под защиту партизан, вертолеты обстреливали лагеря повстанцев с воздуха, а полиция в неизвестном направлении навсегда увозила индейских старейшин, поддерживавших Маркоса. Однако сейчас штат фактически не контролируется извне и живет по собственным правилам, а во всей остальной стране тысячи сочувствуюших ходят в майках и вешают у себя дома деревянные иконки с портретом Маркоса, рядом со статуэтками Девы Марии и Христа. Такие иконки есть у столичных студентов-радикалов, и у провинциальных крестьян. По всему континенту бесчисленным тиражом переписываются “Красные дудки и барабаны” - кассеты с партизанскими песнями, крамольными сказками про Дурито, окопными интервью и прочей агитацией. Успех этого “магнит издата” объясняется еще тем, что миллионы людей в Латинской Америке просто не умеют читать и могут только слушать Тата. Индейский промоушн Субкоманданте пиарил свою революцию по-взрослому: кроме боевых сводок и героических фото он с первого же дня восстания атаковал через интернет весь мир своими стихами, мыслями о Сервантесе, Кортасаре и Шекспире, обращался с вопросами к Далай-ламе, Папе Римскому, рок-звездам, режиссерам, писателям. Недавно его портрет появился в телерекламе одной мексиканской мебельной фирмы. Активное имиджмейкерство всегда имеет свои издержки. Тем более, что формально тут придраться не к чему: не запатентовал же Маркос свою маску и трубку? Где вы видели Робин Гуда, подающего судебный иск? Надо понять вечно недовольных европейских интеллектуалов, раскрутивших Маркоса. К середине 90-х они совсем скисли: советский блок пал, Кастро утомил, к Ким Ир Сену всерьез отнестись не получается, а Исламский джихад поддерживать все-таки стремно. и вдруг из леса такой подарок - защитник всех обиженных, коренных и угнетенных, в красном платке на шее и без конкретного лица, к которому можно было бы придраться, сам на коне, с патронташем через грудь и ноутбуком наперевес. Персонаж, каких, казалось, уже и не может быть. Всячески помогать Маркосу и ездить к нему в лес стало хорошим тоном в среде молодых европейских альтернативщиков и богемы - Сапатисты принимали гостей, все им показывали, угощали, читали стихи на дорожку, но комиссарить особенно не давали, оставаясь сами по себе. Если верить вернувшимся, в автономной зоне царит анархизм, но не как его понимали Sex Pistols, а как его представлял себе князь Кропоткин. Иидейцы вооружены, живут небольшими общинами, сплошное самоуправление, коллективно владеют землей и ее дарами, никому никаких приказов сверху, иcчeз голод, перестали вырубать уникальные леса, запрещена охота на священных животных, возрождаются полузабытые традиции, для детей налажено бесплатное образование, насколько это возможно в условиях тлеющей войны. Так ли все хорошо, вы можете выяснить, только отправившись туда на свой страх и риск, нету никакого другого способа. Но даже если половина описываемого правда, мы имеем дело с гигантским успехом - до 94-го Чиапос был самым глухим и безнадежным мексиканским углом и упоминался только в местной литературе, опять же как глухой и безнадежный угол, в непроходимой зелени древнейшие пирамиды и храмы. Попыхивая любимой трубкой, батько Маркос любит порассуждать о том, что время в мире страшных буржуинов, собирающих золотой мед в офисных сотах, поделено на мельчайшие и точные отрезки, заранее учтенные и проданные, тогда как гораздо достойнее и полезнее измерить его с помощью бегущего из склянки в склянкy песка и мыслить мгновениями и эпохами, а не часами и днями. За это песочное, сапатистское время он навербовал себе столько поклонников, сколько, наверное, никогда и не рассчитывал. в недавнем и сугубо мирном марше сапатистов на Мехико, кроме самого Маркоса, участвовали: Оливер Стоун, естественно, все это снимавший, вдова французского президента Миттерана, редактор "Моид Дипломатик" Игнасио Рамоне, мощнейший левый философ Реже Дебре, Нобелевский лауреат Хocе Сараманго, пара депутатов Европарламента, знаменитый защитник французского сыра Жозе Бове и другие антиглобалистские лидеры со всего света. А в самом Мехико, кроме полумиллионной толпы фэнов, партизана встречала дeлeгaция писателей, возглавляемая Габриелем Гарсиа Маркесом. Не снимая маски, субкоманданте выступил в парламенте, изрядно перепуганном всем этим шумом и предложившем Чиапосу перечень уступок и компромиссов. Речь партизана и его друзей может быть передана одной фразой: индейцы майя не продаются! Примерно то же было повторено перед народом, собравшимся на главной столичной площади: борьба продолжается, мировой Карфаген (понимай - Соединенные Штаты) должен быть разрушен, вооруженный народ непобедим! С чем и отбыл восвояси к зависти и ужасу официальных властей. Насчет непобедимости субкоманданте не так уж и преувеличивает. Если раньше мексиканская армия ставила задачей разгром противника, то сегодня цели изменились: блокировать сапатистское движение в границах штата, не дать опасному вирусу распространиться по всей стране. Учиты- вая популярность "говорящей маски", в этом нет ничего невозможного. Индейские легенды Естественно, о таком парне ходят десятки легенд. Одна из них: под маской скрываются разные, хотя и очень похожие братья. Один писатель, второй офицер, третий... По другой легенде, перед нами воспитанник тайного союза майя, членам которого вообще запрещено показывать лицо чужакам. Этот мистический союз якобы планирует спасти всех индейцев, собрав их вместе и вернув к чистоте, перед тем как на землю сойдет Христос с металлическим зеркалом и даст посмотреться каждому: одни сгорят, не выдержав, а другие -спасутся, увидев свое настоящее отражение. Страшный суд запланирован древнейшим календарем майя на конкретную дату - 23 декабря 2О12-го. Столь же естественно, что Маркос в ответ смеется и советует каждому жить в той реальности, которая ему больше подходит. О себе он рассказывает мало и неохотно: метис, учился на философском в Мехико, увлекался марксизмом, что типично для мексиканского студента, работал программистом, потом, вместе с друзьями по кружку, решил идти в народ, в данном случае - майя, в лесу у индейцев прежняя жизнь закончилась и он стал другим существом. Имя Маркос занял у одного из своих погибших товарищей, похороненного в джунглях, а старое свое имя забыл. В начале 9О-х, узнав о наступлении НАФТА, означавшем полный экономический контроль корпораций над Чиапосом, понял, что засиделся в лесу и пора предъявить себя миру. индейская логика и планы Его манифест "Семь деталей мировой головоломки" стал культовым чтивом для антиглобалистов. Хотя выступает он не против объединения мира как такового, но против того, чтобы это делалось в интересах узкой корпоративной элиты. Мировой тусовке глобализаторов противопоставлена идея "интернационала несогласных", которую в Европе сравнивают с проектом нового Коминтерна. Согласно логике Маркоса, промышленная революция могла освободить людей от физического труда, но не сделала этого, потому что результаты индустриализации остались в руках "долларовых вампиров", , выжимающих сверхприбыли из остальных людей и заинтересованных в сохранении неравенства. Теперь компьютерная революция обещает освободить человека от необходимости умственных усилий, и вот тут-то все мы весьма рискуем превратится в зомбированные стада, с которыми один процент "мировых хозяев" будет делать что захочет при помощи прессы, индустрии развлечений и тотального электронного контроля. Не зря в интернете Маркоса так ценят киберпанки, в 98-м они атаковали сайты мексиканской армии и спецслужб, пытаясь помешать очередному вводу войск в мятежный штат. Всему этому, напоминающему "Матрицу" будущему субкоманданте противопоставил идею "международной революции", которая должна изменить сами принципы цивилизации, прекратив рыночные спекуляции, потребительский культ, идиотизацию людей через масс-медиа и прочие неприятности нашей дивной современности. Реальный ли это прогноз или замысел новой эпической поэмы? Махнуть ли рукой на заграничную экзотику или срочно делать маску из лыжной шапки? Как всегда, все решаешь ты, дорогой читатель. Уверенным можно быть лишь в том, что субкоманданте со товарищи - первые фигуры в орнаменте новой, глобальной истории человечества, начинающейся сейчас. Александр Цветков

Venora: Новый коминтерн Самый известный революционер современности мексиканец субкоманданте Маркос обратился к самому известному в мире слуге закона испанскому судье Бальтасару Гарсону с предложением устроить публичные дебаты по проблеме басков. И решением баскской проблемы дело не ограничится. Если победит испанец, Маркос обещает сдаться в руки испанского правосудия. Если же победит сам Маркос, Гарсон обязуется защищать права мексиканских индейцев в международных инстанциях. Маркос Маркос - метис в черной маске, субкоманданте Сапатистской армии национального освобождения. 1 января 1994 года он начал в Мексике революцию индейцев, чувствовавших себя иностранцами на собственной земле. Столица его революции - самый южный штат страны Чьяпас. Мексиканские власти, на первых порах пытавшиеся воевать с сапатистами, сегодня выполнили многие их требования и прекратили боевые действия, потому что убедились в том, что сапатистов поддерживают сотни тысяч индейцев страны. Маркос - блестящий литератор и эссеист, в разных странах мира выходили его произведения и книги о нем. Поклонниками его таланта являются Рабриель Гарсия Маркес, Жосе Сарамаго, Даниэль Миттеран, Оливер Стоун и др. Никто не знает, кто он на самом деле, публично он всегда появляется в маске. Фернандо Бальтасар Гарсон - самый элегантный и образованный судья Испании, непререкаемый авторитет в вопросах международной юстиции и прав человека. Член Верховного суда Испании, активист Европола. В Испании ему дали кличку Бультерьер. Впервые прогремел на весь мир, когда пытался привлечь к ответственности бывшего чилийского диктатора Пиночета. В Испании прославился еще в середине 80-х, когда обвинил министра внутренних дел Испании в финансировании "эскадронов смерти", расправлявшихся с баскскими сепаратистами. Министр и несколько высокопоставленных чиновников МВД отправились за решетку. Он также расследует деятельность бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера по его поддержке чилийских "эскадронов смерти", уничтожавших диссидентов во всей Южной и Центральной Америке. Он возбудил дело против нынешнего премьера Италии Берлускони, разбирался с российским медиамагнатом Владимиром Гусинским, скрывавшимся в Испании. Последние его дела - попытки создать международный уголовный суд, не зависимый от ООН и США, и запрет в Испании деятельности радикальной партии "Эрри Батасуна", считающейся легальным крыломтеррористической организации ЭТА Тех самых баскских сепаратистов, которых в середине 80-х судья защищал от правящей партии. Именно ЭТА и послужила поводом для дуэли между двумя этими людьми. Дайте слову шанс! В октябре 2002 года субкоманданте Маркос написал открытое письмо известному испанскому музыканту Анхелю Луису Ларе по прозвищу Русский, в котором несколько раз оскорбил Бальтасара Гарсона, намеревавшегося запретить баскские политические партии. "Русский! Брат! Во-первых, мы обнимаем тебя. Во-вторых, прими наш дружеский совет: мне кажется, было бы неплохо, если бы ты немедленно сменил свой псевдоним. Потому что, если, не дай бог, чеченцы тебя с кем-то спутают, - прощай один из лучших рокеров современности... Мне хорошо известно, что этот придворный шут, называющий себя судьей Гарсоном, осуществляет политику настоящего государственного терроризма... да, клоун Гарсон объявил нелегальной политическую борьбу в Стране Басков. После всего этого кривлянья в шоу для дураков, связанного с арестом Пиночета, теперь он демонстрирует свою настоящую фашистскую сущность, лишив баскский народ права на политическую борьбу за свои законные права". Это письмо было опубликовано в крупнейших газетах Испании и Мексики, равно как и последующий ответ Гарсона Маркосу: "Хочу признаться вам, господин Маркос, что для меня вы были олицетворением другого, чего-то подобного лучу согласованности. Сейчас я признаю свою грубейшую ошибку. И как "гачупин гачупина" (потому что не сомневаюсь, что в ваших венах есть "гачупинская" - испанская - кровь), я вызываю вас на открытую дискуссию. Когда вы хотите и где вы хотите, чтобы лицом к лицу, без масок и карнавальных нарядов мы смогли говорить о терроризме, сопротивлении, достоинстве, борьбе, повстанческих движениях, политике, законности и всех тех ценностях, что служат для строительства страны и демократии и для защиты прав тех, у кого нет ничего". Маркос написал ответ Гарсону, в котором принимал вызов и выдвигал свои условия. Дебаты должны пройти в апреле на канарском острове Лансароте, судья обеспечивает гарантии неприкосновенности прибывающим Маркосу и его товарищам со стороны властей Испании и Мексики. Встреча будет носить название "Страна Басков: пути". Жюри, которое должно состоять из 7 человек, будет исключительно испанским. Четверых, включая председателя, выбирает Гарсон, троих - Маркос. Субкоманданте будет участвовать в дебатах лишь в качестве "тренера", потому что проблема басков - внутреннее дело стран Иберийского полуострова. Он обратится к организации ЭТА, баскскому и испанскому гражданскому обществу, предлагая им поддержать и организовать эту встречу и на время дебатов приостановить теракты. Судья Гарсон выступит на этой встрече, заранее убедив испанское правительство прислушаться к победившей в дебатах стороне. Если победит Балтасар Гарсон, помимо всего он получит право прилюдно содрать с субкоманданте маску, а сам Маркос принесет ему публичные извинения за оскорбления и сдастся в руки испанского правосудия. Если же победит Маркое, Гарсон будет обеспечивать юридическую поддержку сапатистам в их борьбе за права индейцев в Мексике. Гарсон пока публично не ответил, но, по неофициальным данным, известно, что он принял все условия. Правда, ему предстоит нелегкая задача убедить в необходимости такой встречи власти Испании, по выражению самого Маркоса, - дать слову шанс. А также выполнить условие Маркоса о том, что власти прислушаются к победившей в дебатах стороне. У Маркоса задача не проще - убедить басков-террористов сохранять мораторий на теракты и полностью подчиниться интеллектуалам, которые и будут решать их судьбу. Он уже обратился и к баскам в целом, и к ЭТА в частности со своими аргументами. Пока никто ему не ответил. Но даже если эта встреча и не даст ответа на баскский вопрос, Маркос уже добился другого. К его революции опять привлечено внимание всего мира. А при удачном раскладе самый уважаемый юрист современности, кстати, симпатизирующий ему лично, невзирая на оскорбления, поставит вопрос о восставших индейцах перед всем юридическим миром. Версия (Москва) 13.01.2003 Марина Латышева


Woldemar: По-моему очень интересная тема! Этот человек по-настоящему залсуживает нашего внимания...

Незнакомка: В этот седьмой год войны с забвенинем мы повторяем, кто мы. Мы ветер. Не грудь, что нами дышит. Мы слово. Не губы, что нас произносят. Мы шаг. Не ноги, что нами ступают. Мы биение. Не сердце, что нами стучит. Мы мост. Не земли, что соединяются. Мы путь. Не точка прибытия или ухода. Мы место. Не тот, кто его занимает. Нас не существует. Мы просто есть. Мы семикратность седьмого раза. Мы повторение зеркала. Мы отражение. Мы рука, едва приоткрывающая окно. Мы мир, стучащийся в завтрашнюю дверь. Субкоманданте Маркос Перевод: Олег Ясинский

Грициан: А где можно скачать "Другую Революцию" Маркоса? Что-то гугл молчит по этому поводу...

Грициан: Кто знает, вот это она? http://yasinsky.stsland.ru/marcos_ht.html

HOMO LIBER: Venora пишет: Гарсон пока публично не ответил, но, по неофициальным данным, известно, что он принял все условия. Правда, ему предстоит нелегкая задача убедить в необходимости такой встречи власти Испании, по выражению самого Маркоса, - дать слову шанс. А также выполнить условие Маркоса о том, что власти прислушаются к победившей в дебатах стороне. У Маркоса задача не проще - убедить басков-террористов сохранять мораторий на теракты и полностью подчиниться интеллектуалам, которые и будут решать их судьбу. Он уже обратился и к баскам в целом, и к ЭТА в частности со своими аргументами. Пока никто ему не ответил. Но даже если эта встреча и не даст ответа на баскский вопрос, Маркос уже добился другого. К его революции опять привлечено внимание всего мира. А при удачном раскладе самый уважаемый юрист современности, кстати, симпатизирующий ему лично, невзирая на оскорбления, поставит вопрос о восставших индейцах перед всем юридическим миром. Эта история уже давным давно разрешилась. Как-нибудь могу выложить ответное письмо Гарсона.

Чиффа06: Маша, впечатлило.

Чиффа06: Не должно было?

Venora: Не зачот. :) Провалился товарищ Реаль, не хватает ему "сектантства".

Чиффа06: Venora пишет: Не зачот. :) Провалился товарищ Реаль, не хватает ему "сектантства". Эт ты просто с предубеждением. А так вполне завернул впечатляюще...

Dr. Jurgen: Вы только гляньте-ка! Каковы баски! С достоинством ответили. См.: http://yasinsky.stsland.ru/Marcos/bask.htm Особенно вот это: "- Еще мы хотим ясно сказать вам, что в нас совершенно не интересует становиться частью какой-либо "пантомимы" или "оперетты", чтобы завоевать благосклонность первых полос международной прессы, сайтов или стать темой дизайна очередной модной футболки на мадридской Гран Виа" А Маркос-то - "отец отечества" - ему бы поучиться у гордого европейского народа, а не с проектами да предложениями выступать. У басков-то, как-никак многовековой(!) опыт сопротивления. Маркосовская революция по сравнению с ним - ещё в колыбельке. Впрочем... я вовсе не хочу чтобы эти слова звучали как упрёк в адрес Маркоса и всего сапатистского движения. Оно очень юно по историческим меркам и ему свойственны все прекрасные достоинства и недостатки юного возраста. Фидель тоже не бородатым родился :)



полная версия страницы