Форум » Мировые идеологии » Либерализм » Ответить

Либерализм

AlexeyPank: Либерализм – это направление общественно-политической и философской мысли, для которого характерно следующее: 1. Приоритет личности над государством. Каждый индивидуум является не винтиком в государстве, а личностью. 2. Основой для общественного устройства являются естественно-правовые теории, признающие за человеком неотчуждаемые и прирожденные права и свободы. 3. Все люди рождаются с равными правами и как следствие этого, все люди равны перед законом. Т.о. равенство это не значит уравнение всех, а значит равенство в отношении закона. 4. Свобода – это право каждого индивидуума делать все, что не ущемляет такое же право других индивидуумов. Т.о. свобода – это право делать все, что не запрещено законом. 5. Наилучшее государство – это такое, которое выполняет функции «ночного сторожа», т.е. никоим образом не ущемляет права каждого человека, а только следит за их соблюдением. 6. Исходя из теорий естественного права, государство представляется как продукт договора между людьми, в результате которого они делегируют часть своих прав государственным органам для контроля над соблюдением этих прав. 7. Закон – это зло, т.к. он ограничивает свободу личности, но это необходимое зло, препятствующее переходу общества к дикой анархии. Основная функция закона – это обеспечение неприкосновенности собственности. 8. Государство не имеет права вмешиваться в личную жизнь его граждан и их предпринимательскую деятельность. 9. Все государственные органы должны находиться под жестким контролем общества. 10. Различается два типа свободы – политическая и гражданская. Политическая свобода преобладала в прошлом, теперь пришло время гражданских свобод. Как и в консерватизме, в либерализме существуют два основных направления – англо-саксонское, ставящее на первое место роль частной собственности. (Частная собственность создает для человека сферу, где он свободен от государства, ставит пределы осуществлению воли властей.) Второе направление – континентальное, делающее упор на гражданские свободы.

Ответов - 6

AlexeyPank: Людвиг фон Мизес: Цель либерализма – повышение материального благосостояния людей. Либерализм не касается их внутренних духовных потребностей. Суть либерализма - в стремлении чтобы в сфере социальной политики так же признавался здравый смысл, как он без всяких возражений признается в других сферах человеческой деятельности. Частная собственность создает для человека сферу, где он свободен от государства, ставит пределы осуществлению воли властей. Система, основанная на свободе для всех работников, гарантирует наивысшую производительность труда и, следовательно, служит интересам всех. Либерализм провозглашает терпимость к любой религиозной вере не по причине безразличия, а из убеждения в том, что гарантия мира внутри общества должна иметь приоритет над всем и всеми. Цель внутренней и внешней политики либерализма: мир. Его мышление космополитично: оно включает всех людей и весь мир. Либерализм в этом смысле является гуманистическим учением, а либерал - гражданином мира или космополитом. Либералы против национализации железных дорог, шахт, предприятий, протекционистских тарифов. Нелепость протекционизма: все страны хотят сократить свой импорт, увеличивая в то же самое время свой экспорт. Право населения территории решать вопрос о членстве в государстве, к которому оно хочет принадлежать. Демократия - это такая форма политического устройства, которая позволяет адаптировать правительства к желаниям управляемых, без насильственной борьбы. Если в демократическом государстве правительство более не проводит ту политику, которой хотело бы большинство населения, не нужно никакой гражданской войны.

AlexeyPank: Жозеф Мари де Местр: Революция не неотвратима, ее альтернатива – в традиции, которая несет в себе порядок и движение истории, вне которых нет иной альтернативы кроме тирании или анархии. Истинная основа общежития – органическая связь единиц и частных групп с государственным целым, от них независимым и представляемым абсолютной властью одного лица. Власть его получена по божественному праву, а не по воле народа. Власть есть сила священная. Участие народа в делах управления есть фикция. Нет «общечеловека» и, следовательно, нет равенства между людьми. Всякая писанная конституция – лоскут бумаги, ибо на ней нет печати помазания, религиозного освящения. Эта конституция бездушна, а сущность дела – в народном духе. Государство есть тело или организм, которому естественное чувство самосохранения предписывает прежде и более всего блюсти свое единство и целостность, ради чего государство, безусловно, должно руководиться одной разумной волей, следовать одной традиционной мысли. Политические права отдельных классов нарушают единство общественной жизни. Единство мышления невозможно при совещании. Права человека и гражданина – только замаскированное желание как можно менее нести обязанностей гражданина. Права сословия – стремление создать государство в государстве. Революция на место истории ставит разум, чем нарушает ход времен.

AlexeyPank: Иеремия Бентам: Естественное стремление человека – получать удовольствие и избегать страданий, т.е. действовать с пользой для своего существования во всех областях жизни – политической, экономической, духовной. Общее благо – наибольшее счастье наибольшего числа людей. Государство – средство для достижения общего блага, поэтому его права и компетенция должны быть ограничены интересами личности. Совокупность общественных интересов определяют действующую в обществе систему права. Закон – зло, причиняющее человеку страдания, но это зло необходимо. Без него нельзя обеспечить безопасность личности и неприкосновенность частной собственности. Законы – правила, искусственно созданные людьми. Важнее свободы личности – ее безопасность, которая обеспечивается законами. Государство не вмешивается в частную жизнь. Регламентация хозяйственных отношений губительна для общества и государства. Законодательство не должно регулировать те сферы жизни, где индивид может навредить только себе. Общие интересы должны сочетаться с индивидуальными. Разделение трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной при сохранении их взаимосвязи. Эта взаимозависимость приводит их в согласие, подчиняет их правилам и дает им систематический и непрерывный ход. Установление как можно большего контроля народа над деятельностью властей.


AlexeyPank: Бенжамин Констан: Свобода и другие права человека существуют независимо от государства и для него являются неприкосновенными. Государственное устройство должно обеспечивать правовую защищенность личности, частной собственности. Свободные, лично независимые, самостоятельные граждане в большей степени способны разумно реализовать себя в жизни и обеспечить достойное существование. Существует различие между свободой политической и гражданской. Политическая свобода существовала в период античности, выражалась в коллективном участии граждан в делах государства, и совмещалась с подчинением индивида публичной власти. Гражданская свобода основана на независимости человека от политической власти и означает свободу слова и совести, свободу занятий и места жительства, неприкосновенность личности и собственности. Государство не должно вмешиваться в промышленную деятельность и регулирование заработной платы. Неограниченная власть народа опасна для индивидуальной свободы. Народный суверенитет должен быть ограничен теми пределами, которые ему ставят справедливость и права индивида. Ограничение государственной власти может быть достигнуто путем разделения и равновесия властей, а также силой общественного мнения. Монарх обеспечивает нейтральную власть и является посредником и координатором между тремя ветвями власти. Гарант индивидуальной свободы – не только институты государственной власти, но и право, противостоящее произволу. Правовые формы – единственная возможная основа отношений между людьми. Лишь закон, исходящий из легитимного источника и имеющий справедливые границы, может обеспечить личную свободу.

AlexeyPank: Алексис де Токвиль: Постепенное установление равенства условий есть предначертанная свыше неизбежность. Основные признаки этого процесса: всемирный, долговременный характер и с каждым днем все менее зависит от воли людей. Обстоятельства, в которых рождаются нации и которые служат их становлению, оказывают воздействие на все их будущее развитие. В распоряжении общества есть два способа заставить должностных лиц повиноваться: предоставить одному из них безраздельную власть над остальными, право лишать их должности в случае неповиновения, либо выборность должностных лиц как в США. Однако выборное должностное лицо нельзя ни сместить, ни повысить. В самой природе выборной должности заложен принцип несменяемости до окончания срока полномочий. Должностное лицо может никого не бояться, кроме своих избирателей. Необходимо поручить судам применять судебные санкции к нарушителям. Равенство в политической сфере можно обеспечить двумя способами: нужно или дать все права каждому гражданину страны, или же не давать их никому. Существованию демократии угрожают две основные опасности: полное подчинение законодательной власти волеизъявлению массы избирателей большинству, или концентрация в законодательных органах всех прочих видов правительственной власти. Общество возникает, когда люди имеют одинаковые взгляды и мнения о многих вещах, когда многие события вызывают у них одинаковые впечатления и наводят на сходные мысли. Общественное мнение не внушает своих взглядов, оно накладывается на сознание людей, проникая в глубины их души с помощью своего рода мощного давления, оказываемого коллективным разумом на интеллект каждой отдельной личности. Справедливость – это общий закон, признанный не только одним народом, а всем человечеством. Отказом повиноваться несправедливому закону, не отрицается право большинства управлять обществом, а признается верховенство общечеловеческих законов над законами какого-либо народа. Для процветания общества необходимо, чтобы умы всех граждан были постоянно и прочно объединены несколькими основными идеями. Равенство расставляет всех людей в одну шеренгу, не порождая никакой взаимосвязи между ними. Чрезмерный индивидуализм ослабляет существующие социальные связи, но не создает новых. Когда граждане вынуждены заниматься общественными делами, они непременно отвлекаются от своих личных интересов. Как только общественные дела начинают решаться общими усилиями, каждый человек приходит к пониманию, что он не столь независим от себе подобных, как он это представлял себе прежде, и что для того, чтобы обеспечить себе поддержку окружающих, он сам должен оказывать им содействие.

AlexeyPank: Джон Стюарт Милль: Народ может захотеть подавить часть своих сограждан, и нужно защититься от этого, как от любого злоупотребления властью. Следовательно, ограничение власти правительства не теряет своего значения и тогда, когда носители власти подотчетны обществу. Общество само по себе тирания коллектива над отдельными личностями, и возможность угнетать не ограничивается действиями чиновников. Общество вводит свои законы, и, если они неверны или касаются вещей, в которые обществу не следует вмешиваться то, возникает тирания сильнее любых политических репрессий. Единственный случай, когда идея была воспринята из принципа, из высших соображений, и, за редким исключением, поддерживалась всеми, это –религиозная вера. Единственное оправдание вмешательства в свободу действий любого человека – это самозащита, предотвращение вреда, который может быть нанесен другим. Собственное благо человека, физическое или моральное, не может стать поводом для вмешательства, коллективного или индивидуального. Чтобы оправдать вмешательство, нужно выяснить, причинит ли его поведение кому-нибудь вред. Человек ответственен только за ту часть своего поведения, которая касается других. В остальном он абсолютно независим и над собой, своим телом и душой личность суверенна. Полезность – это окончательный довод в вопросах этики, но полезность в широком смысле, основанная на постоянных интересах человека. Современная общественная нетерпимость не казнит, не выкорчевывает идеи, но понуждает людей либо маскировать мысли, либо воздерживаться от их распространения. Следовательно, необходима полная свобода дискуссий. Не сводя до единообразия все индивидуальные черты, а развивая их, не нарушая при этом права и интересы других людей, человек станет благородным и прекрасным. Вместо того, чтобы подавлять индивидуальность, следует поощрять ее действия, отличные от действий массы.



полная версия страницы