Форум » Мировые идеологии » Утопия и Социализм » Ответить

Утопия и Социализм

AlexeyPank: Утопия – это мысленное представление действительности в такой форме, когда из нее берутся положительные моменты, а негативные преобразуются в такой мере, чтобы привести их в соответствие с представлениями мыслящего. Утопия не может возникнуть на пустом месте, реальность всегда является ее основой. В переводе с греческого, утопия – это благословенное место, которого нет. Социализм – это комплекс идей, основной которых являются утверждения диаметрально противоположные индивидуализму во всех его проявлениях в моральной и социальной жизни человека. В тридцатых и сороковых годах XIX века под названием социализма обобщались главным образом лишь тогдашние учения о необходимости общественного преобразования. В настоящее время слово «социализм» употребляется в собственном и несобственном смысле, причем первый смысл может быть или более широким, или более узким. В широком смысле социализм есть совокупность разных учений, проповедующих радикальное изменение хозяйственного правопорядка путем устранения частной собственности и свободной конкуренции. Будучи по самой сущности своей противоположностью индивидуализму, социализм является протестом против доктрины laisser faire, а потому стремится к тому, чтобы подчинить частный интерес общей пользе, изъяв производство и распределение продуктов из ведения частного интереса и поставив на его место общественную регламентацию. В этом широком значении социализм называется также коллективизмом, когда последнему слову также дается широкое значение. Социализм противопоставляет индивидуальной свободе в деле производства и распределения продуктов известную организацию, которая совершенно устраняла бы из этой области общественной жизни личный произвол и конкуренцию частных лиц, равно как и все случайности спроса и предложения. Основным признаком социализма в узком смысле будет признание необходимости, во-первых, общего владения орудиями производства, вместо частной собственности, во-вторых, планомерного коллективистического способа производства.

Ответов - 3

AlexeyPank: Анри Сен-Симон: Определяющее значение в истории играет индустрия. История человеческого общества – это смена общественных систем, каждая последующая из которых является более высокой. Превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, создание равных для всех возможностей применять свои способности и осуществлять распределение по способностям, государственное планирование производства, превращение государственной власти из орудия управления людьми в орудие организации производства, постепенное утверждение всеобщей ассоциации народов и всеобщий мир – основные черты новой общественной системы – промышленной. Первенствующее положение в обществе должен занять промышленный класс, неоднородный по социальному составу. Управление государственным достоянием должно быть возложены на ведущих промышленников, которые способны предотвратить социальную революцию путем разумных экономических преобразований. Основное назначение политики – соединение обладателей власти с рабочими против нерабочего капитала. Задача государства – забота о труде. При организации разумной центральной власти, будут найдены разумные формы организации труда и быта. Государство необходимо для решения стоящих перед обществом проблем, но по мере интеллектуализации народа и повышении его нравственности исчезнет необходимость в государстве, как инструменте насилия.

AlexeyPank: Шарль Фурье: Общество проходит в своем развитии ряд ступеней, последняя из которых называется строем цивилизации. Этот строй переживает кризис и будет заменен строем гармонии, создающем условия для возникновения всесторонне развитой личности. Выгодность производительной и потребительной ассоциации. Система не имеет ничего общего с коммунизмом: распределение общего дохода ассоциации происходит в известной пропорции между талантом, физическим трудом и капиталом. Наивысшая гармония может осуществиться лишь под условием полной свободы для каждого следовать своим влечениям. Первичная ячейка нового общества – фаланга, располагающаяся в фаланстере. Фаланга – производственно-потребительское товарищество, которое обеспечивает себя всем необходимым. В фаланге отсутствует наемный труд, но существует частная собственность, неравенство, обусловленное разными взносами вступающих в нее. Богатые, состоящие пайщиками фаланги, пользуются преимуществами. Со временем, неравенство между богатыми и бедными сократится и в фалангах установится полное благополучие для всех.

AlexeyPank: Роберт Оуэн: Разумная общественно-политическая система должна быть основана на законах природы, а не порочных человеческих законах, которые зачастую есть результат заблуждения и эмпиризма. Главный путь для постижения истинных законов – освобождение от неправильных идей посредством науки. Частная собственность – плод насилия и несправедливости, хотя в определенный период может быть полезной. В существующей индивидуалистической системе все человеческие отношения принимают извращенные формы. Деньги позволяют отнимать блага у тех, кто их создает. Рабочий имеет право на полный продукт своего труда. Только труд, а не деньги, может стать источником подлинного богатства. Социальное поле для такой, основанной на труде, разумной деятельности – коммуна, кооперативная организация. Главная цель коммуны – удовлетворение потребностей ее членов. В коммуне объединяются промышленный и сельскохозяйственный труд. Общий интерес превалирует над индивидуальным и тем обеспечивается жизнеспособность коммуны, т.к. дает больше стимулов к труду. В будущем все, за исключением только предметов личного обихода, превращается в общественное достояние. Управление в коммуне организовано так, чтобы заменить капиталистический принцип гуманистическим. Отбрасываются все элементы старой государственности: экономический строй, публичная власть, право, избирательная ситема.




полная версия страницы