Форум » Религия » Карианство » Ответить

Карианство

Crusader: Карианство — философское, мировоззренческое и социально-политическое течение, основанное на синтезе неопозитивизма и рационального постмодернизма с классическим античным рационализмом школы Эпикура. Название дано в честь античного философа-рационалиста Тита Лукреция Кара, автора трактата «О природе вещей» (около 55 до н. э.), где было систематизировано учение Эпикура о природе, человеке, обществе, науке и религии, и приведена развернутая критика мистицизма и клерикализма. В постмодернистском понимании, карианство может рассматриваться как религия разума и здравого смысла, дающая прагматичное операциональное представление об устройстве мироздания, его движущих сил и о месте человека в его структуре. Общие принципы карианства В философии: карианство отрицает значение обоих аспектов «основного вопроса философии», и считает мироздание: целостным по своей природе и не разделяемым на «материю и сознание» актуальным для человека лишь в том объеме, в котором оно познаваемо познаваемым только через опыт, обобщение и практическую проверку моделей В мировоззрении: карианство отрицает любые априорные нематериальные ценности и любую догматику, придерживаясь принципа относительности истины. Любая интеллектуальная деятельность (наука, культура, искусство, религия, идеология) оценивается по прикладным результатам в области материально-технического прогресса, роста уровня и качества жизни (спектра практических возможностей индивида). В социально-политической сфере: карианство придерживается принципа гуманизма, понимаемого как безусловное право личности на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей (включая доступ к любым формам научно-технического прогресса), не ограниченное ничем, кроме симметричных прав других личностей. Этот принцип должен безоговорочно определять смысл и содержания форм социального регулирования (морали, права и деятельности любых общественных и государственных институтов). История карианского движения Карианство основано весной 2004 года группой участников форума научно-популярного интернет-портала «Мембрана». Первый манифест карианства опубликован 12 апреля 2004 года, в день открытия первого карианского сайта. 12 апреля кариане отмечают, как праздник, «День открытого космоса» — в честь первого выхода человека в космос (Юрий Гагарин, 1961 г.), и как день рождения карианского движения. Согласно манифесту 4/12, карианство призвано объединить атеистов и последователей свободных религий, для противодействия проникновению в реальную политику идеологий католицизма, ислама, православия и других т. н. мировых религий. Манифест 4/12 представлял интересы рационально мыслящих людей в религиозной форме (следование античным идеалам атеизма, как религии), чтобы использовать юридическую защиту от оскорбления религиозных чувств и религиозной дискриминации. В первом обзоре (апрель 2004) были изложены следующие принципы карианства: Вера в Разум и Здравый Смысл, как универсальные, абсолютные ничем и никак не ограниченные в своих возможностях, инструменты исследования и преобразования всего сущего, включая и самих носителей Разума. Признание права каждого верить, как он хочет и готовность защищать это право от любогопосягательства. Совместимость карианства с любым другим учением, не противоречащим основным карианским принципам. Уважительное отношение к личной вере человека и терпимость к формам массового культа, которые не нарушают права окружающих. Непризнание права религиозных корпораций на политическое влияние. Совместимость карианства с демократией, меритократией или конституционной монархией. Несовместимость с тоталитаризмом, теократией или любой другой формы правления, подавляющей свободу мысли и свободу распространения знаний. На конференции карианского сообщества 13-15 ноября 2005 года был принят «Меморандум о свободе совести и творчества», в котором сформулированы основные социально-политические цели карианства: Безоговорочно свободное распространение любых религий и идеологий, не призывающих к насилию против человека и его имущества, к религиозной вражде, дискриминации, к ограничениям свободы человека в выборе религии и идеологии, в способах индивидуального или коллективного самовыражения. Жесточайший запрет распространения любых религий и идеологий, пропагандирующих религиозную (идеологическую) исключительность и дискриминацию, вражду к иноверцам (инакомыслящим), клерикализацию (идеологизацию) государства, или ограничение свободы людей и объединений по религиозным (идеологическим) мотивам. Безоговорочная свобода научных исследований в любых формах, не представляющих очевидной опасности для жизни, физического здоровья и имущества людей. Бескомпромиссная борьба против любой фальсификации научных исследований и научных данных. Введение жесточайших санкций за любую попытку воздействовать на общество с помощью заведомо фальсифицированных данных исследований. Гласное, открытое обсуждение всех ситуаций, подозрительных на фальсификацию научных исследований и научных данных. Состав карианского сообщества и движения По странам: Австралия, Армения, Белоруссия, Великобритания, Германия, Израиль, Казахстан, Канада, Латвия, Литва, Новая Зеландия, Россия, США, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Эстония. По мировоззрениям и религиям: агностицизм, атеизм, бахаизм, буддизм, викка, даосизм, деизм, индуизм, киберпанк, магизм, неоплатонизм, нью-эйдж, пантеизм, политеизм, раэлианство, сатанизм, сетианство, скептицизм, тантризм, христианство (англиканство, квакерство, протестантизм, универсализм), эвдемонизм, эзотеризм. По политическим предпочтениям: автократия, анархизм, глобализм, демократия, конвенционализм, либерализм, либертарианство, коммунизм, меритократия, ноократия, социализм, технократия. Общественно-политическая деятельность кариан Карианское движение действует в коалиции с прогрессивными общественными силами (атеистическими и гуманистическими обществами, правозащитными движениями) в деле разоблачения антинаучных концепций, в антиклерикальной борьбе. Кариане участвуют в международных инициативах по обеспечению свободы совести и вероисповедания, в защиту гонимых религиозных групп, независимо от отношения этих групп к карианству. Карианское движение участвует в борьбе против присутствия церкви в светской школе и против придания теологическим дисциплинам научного статуса. Карианскими авторами издано в интернете значительное число статей с критикой креационизма, клерикального традиционализма и ультранационализма. В рамках просветительской деятельности карианами издан в интернете ряд научно-популярных материалов, посвященных футурологии и прогностике, социологии и теории права, современным концепциям естествознания (биологии, физике, прикладной математике), истории науки и техники, истории космонавтики, теории научного познания. В: Что такое карианство и как оно связано с Титом Лукрецием Каром, жившим более 2000 лет назад? Почему вы считаете карианство религией? Ведь Лукреций Кар не был религиозным человеком, он боролся против религии. О: Карианство - это вера в Разум и Здравый Смысл, как универсальные, абсолютные ничем и никак не ограниченные в своих возможностях, инструменты исследования и преобразования всего сущего, включая и самих носителей Разума. Принципы карианского вероучения впервые были последовательно изложены в поэме «О природе вещей» Тита Лукреция Кара. – отсюда и название. Лукреций Кар, как это ни странно, был очень религиозным человеком – но не в смысле веры неких богов (в традиционном, теистическом понимании) . Он был религиозным человеком в эйнштейновском смысле: «космическое религиозное чувство является сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования. Только те, кто сможет по достоинству оценить чудовищные усилия и, кроме того, самоотверженность, без которых не могла бы появиться ни одна научная работа, открывающая новые пути, сумеют понять, каким сильным должно быть чувство, способное само по себе вызвать к жизни работу, столь далекую от обычной практической жизни. Какой глубокой уверенностью в рациональном устройстве мира и какой жаждой познания даже мельчайших отблесков рациональности, проявляющейся в этом мире, должны были обладать Кеплер и Ньютон, если она позволила им затратить многие годы упорного труда на распутывание основных принципов небесной механики!» (А.Эйнштейн. «Религия и наука».) В: Что такое карианское движение? Как оно устроено и чем занимается? Как в него вступают? Кто им руководит? О: Карианство объединяет людей, достаточно уважающих себя, чтобы идти самостоятельно, а не тащиться за кем-то и не принижать себя, признавая над собой «высших». Кариане – это люди, обладающие чувством собственного достоинства. Поэтому в карианстве нет и не будет иерархии, вероучителей, служителей культа, заветов и катехизисов. Общим для всех кариан является вера в Разум и Здравый Смысл, признание права каждого верить, как он хочет и готовность защищать это право от любого посягательства. В карианство не вступают – карианство принимают те, кому близки его идеи. Такой человек и становится карианином. Никакого формального «принятия» для этого не требуется. Карианским движением никто не управляет. Некоторые кариане добровольно принимают на себя организационные функции – по поддержанию карианской информационной сети, рассылке материалов и т.д. – но это вопрос личного побуждения, а не обязанности. В: Зачем нужно карианство? Что мешает атеистам и представителям других «рационалистических» учений отстаивать свои права на свободу совести без всякой конфессии? Зачем кариане предлагают свою помощь атеистам, если права последних достаточно защищены законом и конституцией? О: На самом деле права атеистов и вообще всех, кто придерживается последовательных, рациональных взглядов на природу человека и вселенной, дискриминированы, причем дискриминированы системно. Закон не защищает право рационально мыслящих людей на защиту своих взглядов и духовных ценностей от оскорблений (как защищает взгляды и духовные ценности верующих). Закон нередко склонен рассматривать рационализм и атеизм просто как отрицание религиозных представлений и культа. На самом же деле рационализм и атеизм - это представление о самостоятельной ценности бытия мира и человека. Данный факт игнорируется рядом законов, в силу чего люди, придерживающиеся рационалистических учений, оказываются лишенными защиты свободы совести, как якобы не имеющие интереса в этом. В: Есть ли в карианстве этическая составляющая? В чем она состоит и что является источником нравственности в карианстве? Ведь известно, что атеисты, например, не имеют собственного источника нравственности – признавая только материальные ценности и отвергая духовные. О: Этическая составляющая в карианстве, разумеется, есть. Этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей, если бы их удерживал от дурных поступков лишь страх кары и надежда на воздаяние по заслугам после смерти. В: Есть ли у кариан позиция по ключевым социально-экономическим и политическим проблемам. Кто ее вырабатывает? О: Поскольку карианство – религия мыслящих людей, такая позиция есть у каждого карианина. Он сам ее и вырабатывает. Разумеется, есть и общие черты, прямо следующие из общности карианского вероучения. Так карианин может быть сторонником демократии, меритократии или конституционной монархии – но он не может быть сторонником тоталитаризма, теократии или любой другой формы правления, подавляющей свободу мысли и свободу распространения знаний. В: Как карианство относится к другим религиям? Может ли человек исповедовать карианство и одновременно принадлежать еще к какой-нибудь конфессии? О: Здесь следует разделять отношение к религии, как к политическому явлению, религии как массовому культу и религии, как личной вере. Кариане уважительно относятся к личной вере человека, проявляют терпимость к тем формам массового культа, которые не нарушают права окружающих. Но кариане не признают права религиозных корпораций на политическое влияние – и противодействуют таковому любыми средствами, кроме прямо запрещенных законом. Карианин может быть последователем какого-то учения помимо карианства – но лишь если это учение не противоречит основным карианским принципам. 7 мифов о карианстве с опровержениями (от cha_ru) Миф 1. Карианство было белым и пушистым, а стало – черным и колючим. Опровержение: Вспомним историю карианского движения. В марте 2004 Хрольв разместил на научно-популярном портале «Мембрана» концепт-идею карианства (сейчас она называется «Манифест 4/12»). Цитирую: «некоторые религии, а конкретно в России - православное христианство пытаются расширить свою сферу влияния, вытесняя другие мировоззрения насильственно. Сопротивляться этому скотству можно только имея организационную идею в форме вероисповедания, противостоящего этой агрессии. Для атеистов таковым может стать карианство». Карианство изначально было создано как жесткое, бескомпромиссное антиклерикальное движение. Карианство никогда не было «белым и пушистым», оно было рождено из-за острого конфликта между «традиционными религиями» и прагматикой. Карианство с самого начала заявило об абсолютной нетерпимости к идеологиям клерикального толка. Карианский радикализм заявил о себе в первые же месяцы существования движения. Администрация «мембраны» (Membrana.Ru) с перепугу полностью уничтожила раздел «религия», а само карианство внесло в черный список – карианские темы были запрещены локальной цензурой. То же самое произошло на другой площадке – форуме 1-го канала телевидения (1TV.Ru), где администрацией также был ликвидирован раздел «религия». На форуме дьякона Кураева (Kuraev.Ru) карианство было объявлено «сатанизмом». Карианство было и остается радикальным, не приемлющим никаких компромиссов между социальной прагматикой и политическим (церковным, клерикальным) мистицизмом. Миф 2. Карианство – это такая гуманистическая религия a la «Роза мира» Опровержение: Карианство никогда не стремилось стать какой-то всех устраивающей мегарелигией. Позиция карианства по религии (и идеологии), выражена в Меморандуме ОССТ (принят конференцией карианского сообщества 13-15 ноября 2005): 1. Безоговорочно свободное распространение любых религий, не призывающих к ограничениям свободы. 2.Жесточайший запрет любых религий и идеологий, пропагандирующих ограничение свободы по религиозным (идеологическим) мотивам. Отношение карианства к гуманизму выражено в решении конференции 19 октября 2005. «Для нас гуманизм – это манифест личности человека, как высшей ценности, безусловное признание права личности на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей (включая доступ к любым формам научно-технического прогресса), не ограниченное ничем, кроме симметричных прав других личностей. Этот манифест, на наш взгляд, должен безоговорочно определять смысл и содержания форм социального регулирования (морали, права и деятельности любых общественных и государственных институтов). Карианство, являясь полностью неформальным сообществом, не идет ни на какие компромиссы, противоречащие принципам свободы и достоинства, не разговаривает ни с кем иначе, чем на равных, не отступает ни при каких условиях от позиций честного рационализма и нооцентризма. Карианство свободно от обязательных компромиссов и от политической необходимости демонстрировать предельное миролюбие в ответ на явную враждебность со стороны ряда объединений и институтов, обладающих значительным социальным весом или доступом к административному ресурсу. Карианство свободно от вынужденной политкорректности по отношению к очевидным противникам гуманизма, прогресса, просвещения и свободы совести, кем бы они ни были и какую бы социальную группу они не представляли. Наконец, Карианство свободно от иррациональных ограничений на союзы с радикальными движениями прогрессивного и антиклерикального толка. Наша открытость в этом отношении ограничена лишь буквальным смыслом международных правовых актов о противодействии экстремизму». Карианство может рассматриваться, как одна из религий «Новой Эры» (New Age, НРД), наряду с гуманистическим, трансгуманистическим, экологическим и правозащитным движениями, это – вопрос философского определения религии в современном мире. Миф 3. Карианство – это просто атеизм, для проформы объявленный религией Опровержение: В Манифесте 4/12 было сказано: «Предлагается: атеистам образовать конфессию с четко выраженным символом веры и понятным названием КАРИАНСТВО», Но движение практически сразу переросло чисто атеистическую направленность и стало объединять атеистов, агностиков, скептиков и последователей свободных религий (ААС-ПСР) в их борьбе за свободу убеждений, против репрессивных религий (идеологий). Это положение дел отражено в Меморандуме ОССТ (см. выше). Миф 4. Карианство – это леворадикальное политическое движение. Опровержение: спектр политических предпочтений кариан достаточно широк (от коммунизма и социал-демократии до либертарианства и технократии). По результатам выборочного тестирования в сообществе, большинство склоняется к либертарианству или к социал-демократии. Есть два признака, общих для карианства и левого радикализма: 1. Предельно-прагматичное отношение к обществу и его истории (которое выражено, в частности, в трудах А. Смита, К. Маркса, Н. Винера, С. Лема, Э. Тоффлера). 2. Революционные принципы ликвидации т.н. «традиционных устоев общества» там, где эти «устои» несовместимы с социальной прагматикой и техническим прогрессом. При этом, существует принципиальное отличие между леворадикальным и карианским подходом. Левый радикализм опирается на доктрину «справедливого устройства общества». Карианство рассматривает устройство общество исключительно, как инструмент для обеспечения высокого уровня и качества жизни индивидов. Миф 5. Карианство – это идеология бесчеловечной технократии Опровержение: для карианства характерно рассмотрение человека с биосоциальной (либо социально-кибернетической) точек зрения. Это означает безоговорочную десакрализацию природы человека и общества, рассмотрение их как природных феноменов, которые могут исследоваться и преобразовываться в соответствии с общими принципами естествознания. Такой технократический подход на самом деле является гораздо более человечным, чем сакрально-гуманитарный подход, рассматривающий человека, как «мерило всех вещей, венец творения и т.п.». Якобы сакральной сущностью человека обосновываются все иррациональные запреты на исследования и модификацию человеческого организма и социального устройства. Напротив, технократический подход соответствует естественному стремлению человека к расширению своих возможностей. Миф 6. Карианство – это форма пропаганды научного мировоззрения Миф 7. Карианство – это форма пропаганды лженаучного мировоззрения Опровержение: Карианство отрицает любые априорные нематериальные ценности и любую догматику, придерживаясь принципа относительности истины. Любая интеллектуальная деятельность (наука, культура, искусство, религия, идеология) оценивается по прикладным результатам в области материально-технического прогресса, роста уровня и качества жизни (спектра практических возможностей индивида). Наука рассматривается в карианстве, как один из методов добычи технически полезного знания. Этот метод на сегодняшний день является наиболее эффективным, но это не значит, что он обладает какой-то самоценностью и содержит какие-то абсолютные истины. В прошлые эпохи наиболее эффективным методом добычи знаний являлось бытовое ремесло, в будущих эпохах возможно, наиболее эффективным станет «выращивание информации» (С. Лем «Сумма технологий») или что-либо еще. Отсюда, карианство пропагандирует науку в той части, в которой она выполняет функцию добычи практически полезных знаний, но критикует мистические представления о науке, как об особом (исключительном, монопольном) метафизическом институте «поиска Истины». Карианство рассматривает концепции естествознания не с точки зрения их признанности или непризнанности официальными научными авторитетами, а с точки зрения практически воспроизводимого (независимо проверяемого) результата. Сайт http://carians.org.ua/ru/faq

Ответов - 0



полная версия страницы